предыстория

Школьная служба примирения – это  эффективная психолого-педагогическая технология, отвечающая не только требованиям времени, но и потребностям подростков в значимой деятельности, её деятельность рассматривается как один из важнейших ресурсов повышения психологической безопасности образовательной среды, улучшения психологического климата, снижения уровня насилия и агрессии, количества деструктивных конфликтов и случаев буллинга в школе, что способствует снижению рисков возникновения кризисных ситуаций.

Задача создания школьных служб примирения, соответствующая положениям Федерального Закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (2012), которые гарантируют учащимся «получение социально-педагогической и психологической помощи» и соблюдение их прав на «уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья», поставлена в Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы (2012) и конкретизирована в Рекомендациях Министерства образования по организации служб школьной медиации в образовательных организациях (2013), в Концепции развития служб медиации (2014), в Примерном Положении о службе школьной медиации в Рязанской области (2017). В сентябре 2017 года утверждено Положение о службе школьной медиации в системе образования города Рязани.

Согласно Положению о службе школьной медиации в системе образования города Рязани, эта служба имеет следующую структуру:
1 уровень – городская служба медиации, действующая на базе МБУ «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»;
2 уровень – школьные службы примирения, действующие в образовательных организациях города Рязани.

Службы примирения в школах города Рязани начали создаваться в 2012 году в рамках городского инновационного проекта «Школа против насилия» под руководством, координацией и при социально-психологическом сопровождении Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. Школы №№ 6, 13, 22, 60, интернат № 1 принимали участие в  разработке моделей и создании Школьных отрядов посредников. Школы №№ 8, 11, 14, 37, 38, 68 участвовали в разработке, апробации и внедрении в образовательный процесс системы противодействия буллингу в школьных сообществах. В 2014 году школы дополнили свою работу опытом друг друга. Работу по повышению квалификации педагогов-участников проекта и информационное сопровождение проекта осуществлял Межрегиональный центр дополнительного образования.        

В ходе реализации проекта проведена большая работа по развитию компетентности участников и методическому обеспечению школьных служб примирения. Разработана и внедрена система постоянно действующих форм взаимодействия и обмена опытом между Школьными службами примирения города Рязани: Городские Слёты школьных отрядов посредников, основной целевой группой которых являются учащиеся и Клуб медиаторов для педагогов. Встречи Клуба и тематика Слётов позволяют участникам Школьных служб примирения совместно решать важные вопросы развития служб и их деятельности по посредничеству в урегулировании конфликтов и профилактике деструктивных конфликтов и буллинга. Тематика Клубов и Слётов взаимосвязана, что способствует преемственности в работе с учащимися и взрослыми и повышению её эффективности.

В результате реализации проекта сложилась единая, эффективно действующая система работы по созданию условий для психологической безопасности и ненасильственного взаимодействия в школе посредством организации школьных служб примирения, осуществляющих посредническую деятельность по урегулированию конфликтов и работу по профилактике деструктивных конфликтов и буллинга в образовательной среде.

С 2014 года, откликаясь на потребности школ и имея возможность поделиться первым обобщенным опытом участников проекта, специалистами Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи была разработана, апробирована и внедрена Программа поддержки школьных служб примирения «Мосты», обучающий блок которой в декабре 2014 года прошел экспертизу в Научно-методическом совете по социально-психологическим вопросам при управлении образования города, а с марта 2017 года программа «Мосты» получила статус инновационной программы в системе образования города Рязани. К декабрю 2017 года школьные службы примирения созданы уже в 31 рязанской школе.

В ходе реализации программы «Мосты» в городе Рязани формируется сообщество участников школьных служб примирения, устойчиво развивающееся и готовое к распространению своего опыта. Школьные службы примирения, подготовленные к посреднической и профилактической работе, готовые к устойчивой деятельности и постоянному воспроизводству своего состава, становятся носителями культуры ненасильственного взаимодействия в образовательной среде.
Практика показывает, что для организации, начала функционирования и воспроизводства состава службы достаточно двух лет. Как любое новое дело, организация службы примирения в школе вызывает много вопросов и переживаний. Однако можно отметить тот факт, что с каждым годом у школ, присоединяющихся к программе «Мосты», всё меньше остаётся сомнений в необходимости службы примирения и появляется больше смелости и уверенности для начала этой работы.
Каждый год в сентябре к участию в программе присоединяются 5-6 школ города Рязани.