Школьная служба примирения
– это эффективная
психолого-педагогическая технология, отвечающая не только требованиям времени,
но и потребностям подростков в значимой деятельности, её деятельность
рассматривается как один из важнейших ресурсов повышения психологической
безопасности образовательной среды, улучшения психологического климата,
снижения уровня насилия и агрессии, количества деструктивных конфликтов и
случаев буллинга в школе, что способствует снижению рисков возникновения
кризисных ситуаций.
Задача
создания школьных служб примирения, соответствующая положениям Федерального
Закона № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» (2012), которые гарантируют учащимся «получение
социально-педагогической и психологической помощи» и соблюдение их прав на
«уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и
психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья»,
поставлена в Национальной стратегии
действий в интересах детей на 2012-2017 годы (2012) и конкретизирована в Рекомендациях Министерства образования по
организации служб школьной медиации в образовательных организациях (2013), в
Концепции развития служб медиации (2014), в Примерном Положении о службе
школьной медиации в Рязанской области (2017). В сентябре 2017 года
утверждено Положение о службе школьной
медиации в системе образования города Рязани.
Согласно
Положению о службе школьной медиации
в системе образования города Рязани, эта служба имеет следующую структуру:
1 уровень
– городская служба медиации, действующая на базе МБУ «Центр психолого-педагогической,
медицинской и социальной помощи»;
2 уровень
– школьные службы примирения, действующие в образовательных организациях города
Рязани.
Службы
примирения в школах города Рязани начали создаваться в 2012 году в рамках городского
инновационного проекта «Школа против
насилия» под руководством,
координацией и при социально-психологическом сопровождении Центра
психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. Школы №№ 6, 13, 22,
60, интернат № 1 принимали участие в
разработке моделей и создании Школьных отрядов посредников. Школы №№ 8,
11, 14, 37, 38, 68 участвовали в разработке, апробации и внедрении в
образовательный процесс системы противодействия буллингу в школьных
сообществах. В 2014 году школы дополнили свою работу опытом друг друга. Работу
по повышению квалификации педагогов-участников проекта и информационное
сопровождение проекта осуществлял Межрегиональный центр дополнительного
образования.
В
ходе реализации проекта проведена большая работа по развитию компетентности
участников и методическому обеспечению школьных служб примирения. Разработана и
внедрена система постоянно действующих форм взаимодействия и обмена опытом
между Школьными службами примирения города Рязани: Городские Слёты школьных отрядов посредников, основной целевой группой
которых являются учащиеся и Клуб
медиаторов для педагогов. Встречи Клуба и тематика Слётов позволяют
участникам Школьных служб примирения совместно решать важные вопросы развития
служб и их деятельности по посредничеству в урегулировании конфликтов и
профилактике деструктивных конфликтов и буллинга. Тематика Клубов и Слётов
взаимосвязана, что способствует преемственности в работе с учащимися и
взрослыми и повышению её эффективности.
В
результате реализации проекта сложилась единая, эффективно действующая система работы по созданию условий для
психологической безопасности и ненасильственного взаимодействия в школе
посредством организации школьных служб
примирения, осуществляющих посредническую деятельность по урегулированию
конфликтов и работу по профилактике деструктивных конфликтов и буллинга в
образовательной среде.
С
2014 года, откликаясь на потребности
школ и имея возможность поделиться первым обобщенным опытом участников проекта,
специалистами Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи
была разработана, апробирована и внедрена Программа
поддержки школьных служб примирения «Мосты», обучающий блок которой в декабре 2014 года прошел экспертизу в Научно-методическом совете по
социально-психологическим вопросам при управлении образования города, а с марта 2017 года программа «Мосты» получила
статус инновационной программы в
системе образования города Рязани. К декабрю 2017 года школьные службы
примирения созданы уже в 31 рязанской школе.
В ходе реализации программы
«Мосты» в городе Рязани формируется сообщество участников школьных служб
примирения, устойчиво развивающееся и готовое к распространению своего опыта.
Школьные службы примирения, подготовленные к посреднической и профилактической
работе, готовые к устойчивой деятельности и постоянному воспроизводству своего
состава, становятся носителями культуры ненасильственного взаимодействия в
образовательной среде.
Практика
показывает, что для организации, начала функционирования и воспроизводства
состава службы достаточно двух лет. Как любое новое дело, организация службы
примирения в школе вызывает много вопросов и переживаний. Однако можно отметить
тот факт, что с каждым годом у школ, присоединяющихся к программе «Мосты», всё
меньше остаётся сомнений в необходимости службы примирения и появляется больше
смелости и уверенности для начала этой работы.
Каждый
год в сентябре к участию в программе присоединяются 5-6 школ города Рязани.